При организации питания следует соблюдать возрастные физиологические потребности детей в основных пищевых веществах.
Наиболее целесообразным нужно считать режим питания, при котором завтрак и ужин составляют по 25%, обед — 35%, полдник — 15% суточной калорийности пищи. Однако допускаются отклонения калорийности ± 5%.
Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:
- адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей;
- сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
- максимальное разнообразие рациона;
- адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
- учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Продукты богатые белком (мясо, рыба, яйца) рекомендуется вводить в питание в первую половину дня — на завтрак и обед, т. к. белковые продукты в сочетании с жиром животного происхождения дольше задерживаются в желудке. Учитывая, что во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются, на ужин необходимо давать молочные, овощные, крупяные блюда, которые легче усваиваются.
Нормы питания детей в ДОУ зависят от типа учреждения, возраста ребенка и длительности пребывания его в учреждении.
В каждом дошкольном учреждении следует иметь примерное десятидневное или 2х-недельное меню отдельно для детей до 3-х лет и старше 3-х лет, разработанное на основе физиологических потребностей и норм питания. Объем блюд также зависит от возраста ребенка.
В основу меню должно быть положено использование набора продуктов, утвержденного для каждой возрастной группы. Такие продукты, как масло, хлеб, молоко, мясо, сахар, овощи включаются в меню обязательно ежедневно. Сметана, сыр, рыба, творог могут входить в меню не каждый день, однако в течение декады весь полагающийся ребенку набор продуктов должен быть полностью реализован. При отсутствии того или иного продукта, включенного в меню, можно произвести его замену. При этом пользуются таблицей замены продуктов, в которой учтено содержание веществ взаимозаменяемых продуктов.
Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомендуется включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты при соблюдении сроков их реализации.
С учетом питания, получаемого ребенком в дошкольном учреждении, даются рекомендации родителям по подбору продуктов для ужина в домашних условиях.
Каждый день на основании примерного меню составляется рабочая ведомость, т. е. меню-раскладка. В ней указывается количество детей, расход продуктов на каждое блюдо для одного ребенка и выход блюда. Выход блюда определяется по таблицам. Одновременно учитываются потери пищевых веществ при различных типах кулинарной обработки.
Пища выдается на пищеблоке согласно требованию. Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в журнале готовых блюд. Жидкие блюда выдаются по объему. Вторые блюда и гарниры выдаются по весу. В группе пища распределяется детям по порционнику в соответствии с объемами, полагающимися по возрасту.
Большое значение придается выбору типа кулинарной обработки для сохранения основных пищевых веществ, микроэлементов и витаминов. Наиболее эффективны такие типы кулинарной обработки как тушение, запекание.