31.07.2024
31.07.2024
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Правильная речь – важнейшее условие успешного обучения в школе.
Умение правильно и хорошо говорить:
1) значительно облегчит ребенку школьную адаптацию: он будет легче и свободнее общаться со сверстниками и учителями, чувствовать себя уверенно;
2) позволит ребенку лучше усваивать школьный материал: ребенок, который сам грамотно выражает свои мысли, объяснения учителя понимает в полном объеме;
3) позволит ребенку успевать на «хорошо» и «отлично» практически по всем предметам: умение грамотно излагать свои мысли, позволит ребенку правильно пересказывать учебный материал;
4) умеющий грамотно излагать свои мысли человек в любом возрасте производит впечатление более умного и грамотного.
Что включает в себя понятие «правильная речь»?
1. Правильное звукопроизношение. Ребенок к 6-и годам должен выговаривать все звуки. Если у ребенка наблюдается нарушение звукопроизношения, не следует ждать, что «само пройдет», уже не пройдет, надо обратиться к логопеду.
2. Сформированное фонематическое восприятие. Ребенок должен уметь различать звуки на слух, уметь определять первый, второй, третий, последний звук в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков, подбирать слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова (Лампа, веЛосипед, пенаЛ), различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, вы-вы-фы.
3. Сформированный грамматический строй речи. Старший дошкольник должен уметь образовывать новые слова (воробей – воробушек, таракан – тараканище, варенье из черники – черничное варенье), изменять слова (стул – стулья, дом – дома, ухо – уши), согласовывать слова (нет желтого мяча, пять лягушек, две лягушки).
4. Умение воспроизводить слова со сложной слоговой структурой. Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, милиционер, электрический, аквариум.
5. Богатый словарный запас. Будущий первоклассник должен быть уже знаком с временами года, их признаками, знать названия месяцев, дней недели, знать свои родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать - молчать и т. д.) Синонимы (лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.) Слова - действия, слова - признаки.
6. Развитая связная речь. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем - либо, пересказывать об увиденном или услышанном. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
А теперь поговорим о том, как нужно заниматься и на что обращать внимание, чтобы ребенок научился хорошо говорить.
· Закрепляйте поставленные логопедом звуки в чистоговорках, стишках (Ша-ша-ша – Маша моет малыша. Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа. Ла-ла-ла – наша Мила мала. Ра-ра-ра – рама, радуга, гора.).
· Играйте в различные игры, развивающие фонематический слух. Например, «Города», по этому принципу игры на любую тему: «Продукты питания» (масло – оливки – икра – арбуз), «Одежда» и т.д. Игровые упражнения на слуховое внимание: «Хлопни, когда услышишь мягкий согласный Ль, топни, когда услышишь твердый согласный звук Л», «Запомни и повтори в том же порядке 4 слова». Не путайте звук с буквой! Звук – то, что мы слышим и произносим, буква – то, что мы пишем и читаем.
· Играйте в игры, формирующие грамматический строй речи: «Назови ласково (корова – коровушка, карман – кармашек)», «Маленький – огромный» (таракан – тараканишка – тараканище, воробей – воробьишка – воробьище), «Один – много» (один самолет – много самолетов, один стул – много стульев), «Чей хвост?» (слоновий, медвежий, лисий, беличий).
· Чтобы научить ребенка отчетливо проговаривать сложные слова, чаще разучивайте и проговаривайте в разном темпе (от медленного до быстрого) различные скороговорки. От топота копыт пыль по полю летит. Проворонила ворона вороненка. Мама мыла Милу мылом. Во дворе трава, на траве дрова, дрова на траве, трава во дворе.
· Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства. Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах, рисунках (корова – коза, стул – табуретка). Это упражнение развивает, как словарь, так и связную речь.
· Поощряйте у ребенка стремление задавать вопросы. Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите ребенка продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
Учите с ребенком стихотворения наизусть.
14.11.2024
Просмотров всего: , сегодня: