Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №14 «Колокольчик»
Описание образовательной программы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБДОУ Детский
сад № 14 «Колокольчик» с учетом ФОП ДО, ФАОП ДО
Образовательная программа МБДОУ
Детский сад № 14 «Колокольчик» является нормативно управленческим документом и
согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО) определяет объем, содержание, планируемые
результаты (целевые ориентиры дошкольного образования),организацию
образовательной деятельности и обеспечивает построение целостного
педагогического процесса. Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на
государственном языке РФ – русском. ДОУ могут посещать дети дошкольного возраста
с ОВЗ.
Программа
позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования: 1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как
Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами.
2.
Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО),
ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины.
3.
Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа
сформирована как программа разностороннего развития ребенка в периоддошкольного
детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно -
нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных
традиций и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования). Программа направлена на создание развивающей
образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста, открывающей
возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей, индивидуализации на
основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих 5
дошкольному возрасту видах деятельности и учетом особых образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту –
ОВЗ) в условиях совместного образования.
Составляющие Программы
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений,
служат механизмом реализации ФГОС ДО и раскрывают принципы, методы, приемы и
порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в
пространстве и во времени, а также подходы к интеграции образовательной
деятельности детей дошкольного возраста. Настоящая Программа разработана и
утверждена организацией в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Программа
состоит из обязательной части (не менее 60%, должна
соответствовать ФОП ДО) и части, формируемой участниками
образовательных отношений (не более 40%).
Структура ФОП ДО включает
целевой, содержательный и организационный разделы:
·
Целевой раздел. Пояснительная записка: цель, задачи,
принципы, подходы к формированию Программы, планируемые результаты реализации
Программы, педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
·
Содержательный раздел. Задачи и
содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
·
Организационный раздел.
Психолого-педагогические условия реализации Программы, особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
Возрастные и иные категории
детей: Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие детей в
возрасте от 1,6 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей,
предусматривает реализацию по образовательным областям:
«Социальнокоммуникативное развитие», « Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития
детей:ранний возраст (от 1,6 до 3 лет: первая младшая группа); дошкольный
возраст (от 3 до 8 лет: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
Обучение и воспитание дошкольников осуществляется в 2 корпусах, в 10 группах: 9
групп общеразвивающего вида и 1 группа компенсирующего вида.
Используемые
программы Образовательная программа МБДОУ Детский сад № 14 «Колокольчик»
разработана на основании Федеральной образовательной программы дошкольного
образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации 25 ноября 2022г. № 1028 и зарегистрированной Министерством юстиции РФ
№ 17847 от 28 декабря 2022г. Часть, формируемая участниками образовательного
процесса составлена на основе парциальных программ: И. М. Каплунова, И. А.
Новоскольцева, «Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки»». Л. В. Коломийченко «Концепция и программа социально-коммуникативного
развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра»». Л.В. Любимова, Программа развития ранней
финансовой грамотности дошкольников «Открытия Феечки Копеечки»». Дополнительные
образовательные программы МБДОУ. Дополнительные образовательные услуги,
осуществляемые в МБДОУ через кружковую деятельность.
Формы взаимодействия с семьями
воспитанников В целях эффективной
реализации Программы необходимо тесное взаимодействие с родителями (законными
представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения
их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
В основу
совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
•
единый подход
к процессу воспитания ребёнка;
•
открытость дошкольного учреждения для родителей;
•
взаимное доверие
во взаимоотношениях педагогов и родителей;
•
уважение и доброжелательность друг к другу;
•
дифференцированный подход к каждой
семье;
•
равно ответственность родителей и педагогов.
Формы взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников:
−
информационно-аналитические - опрос, анкетирование;
−
досуговые - совместные досуги, праздники, тематические конкурсы, выставки семейного
творчества, акции, ярмарка, походы, дни добрых дел, субботники, экскурсии;
−
познавательные – семинар-практикум, консультация, лекция, дискуссия, круглый
стол, дебаты, родительское собрание, педагогическая библиотека для родителей,
дни открытых дверей, деловые игры и др.;
−
письменные – отчеты, интернет – общение (сайт, социальные сети);
−
наглядно – информационные – информационные проспекты, информационные стенды,
мастер – классы, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов
деятельности детей, рекомендации ресурсов сети интернет, сайта МБДОУ.